В. Мачехин и Д. АюшеевНедавно Бурятию посетил Владимир Мачехин, представитель Союза общин РФ, заместитель председателя Совета эвенков России. В ходе своей поездки он побывал в Баунтовском эвенкийском районе Бурятии, где были организованы сельские сходы жителей в селах Багдарин и Россошино, местах компактного проживания эвенкийского населения. Целью Владимира Мачехина было проведение независимого расследования о деятельности семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача». ». Как известно, скандал вокруг «Дылачи» и нефрита длится уже не один месяц и приобрел международный характер. По этой теме высказывались известные политики и общественники, так в защиту СРЭО «Дылача» выступал член Общественной палаты РФ Павел Суляндзига. В то же время, руководство Бурятии и России, в лице Вячеслава Наговицына и Владимира Путина достаточно сдержанно отнеслись к данной теме, отмечая, что следствие должно во всем разобраться, и не следует давить на него.

Как отметил Владимир Мачехин, защитники «Дылачи» умело манипулируют общественным мнением, дабы показать, что возбуждение уголовного дела по факту хищения нефрита есть ни что иное, как ущемление прав и почти геноцид эвенкийского народа. На деле, судя по обнародованному Мачехиным заключению, дела обстоят совсем иначе.

А тем временем, 10 января Баунтовский районный суд вынес решение по оспоренному представителями «Дылачи» изъятию нефрита. Суд не принял во внимание доводы адвокатов «Дылачи», указав на то, что уголовное дело было возбуждено законно, и процессуальные нормы при выемке не были нарушены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам независимого исследования ситуации, сложившейся вокруг СРЭО «Дылача»

  1. I.                  Преамбула

С октября 2012 года в средствах массовой информации появляются сообщения об ущемлении прав коренных малочисленных народов Севера, связанные с возбуждением правоохранительными органами Республики Бурятия уголовного дела по факту хищения нефрита на сумму 600 млн. рублей в отношении неустановленных лиц из числа руководства семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» (инкриминируются ст.ст. 158, 159, 226 ч. 1 УК РФ).

Ряд общественных деятелей, включая некоторых представителей организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отдельных членов Общественной палаты РФ и депутатов Государственной Думы, выступили в поддержку СРЭО «Дылача». Была также организована акция протеста, в которой, по словам ее организаторов, участвовали эвенки из разных регионов России. В начале 2013 года в Улан-Удэ планируется приезд вождей нескольких североамериканских племен, которые, как ожидается, выразят свою поддержку «Дылаче». Кроме того, член ОП РФ Павел Суляндзига, наиболее активный защитник «Дылачи», будучи  членом рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса от региона Восточной Европы, привлек внимание этой организации к делу общины. В начале текущего года в офисе главного комиссара Организации объединенных наций в Швейцарии планируется заседание комитета по ликвидации дискриминации малочисленных этносов, на котором П. Суляндзига намерен выступить с докладом о «произволе» в отношении эвенков Бурятии. Таким образом, ситуация вокруг СРЭО «Дылача» может получить международный резонанс.

Тем не менее, на неоднозначность ситуации и вероятность того, что общественная кампания в защиту СРЭО «Дылача» носит заказной характер, а общественность в лице российских и международных  общественных организаций намеренно вводится в заблуждение, чем указанные организации могут быть серьезно скомпрометированы, указывают следующие факты:

  • несоответствия и откровенный популизм в публичных высказываниях руководства общины и ее защитников, пытающихся приравнять происходящее к «геноциду» эвенкийского народа;
  • подчеркнуто взвешенная позиция представителей органов власти Республики Бурятия и Российской Федерации (включая Президента РФ В. В. Путина) по данному вопросу, выраженная в том числе в официальных заявлениях Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ,
  • передача уголовного дела из республиканских в федеральные правоохранительные органы,
  • озвученные СМИ и вновь открывающиеся в процессе расследования факты.

В связи с этим члены Совета эвенкийского народа России Берелтуева Д. М. и Шелковникова С. Д. направили заместителю председателя Совета эвенкийского народа России Мачехину В. В. обращения с просьбой  разобраться в ситуации, сложившейся вокруг СРЭО «Дылача», и защитить права эвенков Баунтовского Эвенкийского района РБ. Для этого мною совершена рабочая поездка в Республику Бурятия для сбора и исследования информации о деятельности СРЭО «Дылача» и социально-экономическом положении эвенков. В поездке также приняли участие секретарь Совета эвенкийского народа России Шелковникова С. Д. и юрист Совета эвенкийского народа России Денисов В. И.

  1. II.             Результаты проверки

В ходе поездки были проведены беседы с представителями органов местного самоуправления населенных пунктов п. Багдарин и с. Россошино Баунтовского эвенкийского района РБ (место компактного проживания эвенков – 200 человек из 380 жителей), где производится добыча нефрита СРЭО «Дылача». Также проведена встреча с заместителем председателя Совета СРЭО «Дылача»  Харанутовым А. И. Кроме того, участники поездки были приглашены на сельские сходы эвенков в п. Багдарин и с. Россошино. По итогам поездки состоялось обсуждение ситуации,  сложившейся в связи с уголовным делом против общины, с духовным  лидером буддистов России ХХIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.

Получены следующие результаты.

Представители органов местного самоуправления населенных пунктов Баунтовского района, в частности Глава Баунтовского Эвенкийского района Никулин Ю. М., отметили следующее:

  • СРЭО «Дылача» не оказывает спонсорскую помощь населенным пунктам Баунтовского района;
  • налоговые поступления по НДФЛ от СРЭО «Дылача» составили в 2012 г. всего  девяносто тысяч рублей (!) и никак не влияют на социально-экономическое положение территории.

Региональные СМИ обвиняют СРЭО «Дылача» в том, что ее деятельность непрозрачна, специалисты оценивают рынок бурятского нефрита как криминальный. В ходе беседы с заместителем председателя совета общины Харанутовым А. И. получить ответы на интересующие нас вопросы также оказалось невозможным. После долгих уговоров нам удалось получить от него список действующих членов общины (без реквизитов и отметок об утверждении). При этом в списке почему-то не значится учредитель общины  Туракина Т. М. Кроме того, позже выяснилось, что некоторые из указанных в нем лиц даже не подозревают о том, что они являются членами СРЭО «Дылача».

На сходе в с. Россошино выяснилось, что, в отличие от других общин Баунтовского Эвенкийского района («Уксэ» и «Тактыкан»), СРЭО «Дылача» эвенков на работу практически не принимает, к общине есть претензии в части нарушения прав эвенков в сфере трудовых отношений. Решением схода заместителю председателя Совета эвенкийского народа России Мачехину В. В. поручено принять все возможные меры к защите прав эвенков.

Участники схода в п. Багдарин отметили, что СРЭО «Дылача» поддержку населению не оказывает, эвенков на работу не принимает и наносит ущерб окружающей среде.

Догончин А. В., работавший в СРЭО «Дылача» бульдозеристом (эвенк по национальности), заявил, что ему 3 месяца не выплачивали заработную плату, после чего незаконно уволили (в настоящее вчремя задолженность перед ним составляет 90 000 рублей).

Кроме того, эвенки п. Багдарина и с. Россошино утверждают, что экологический вред от деятельности СРЭО «Дылача» и нелегальных разработчиков месторождений нефрита («черных копателей») серьезно ограничивает возможности заниматься традиционными промыслами (охота, рыбалка, оленеводство и проч.).  В силу этого нелегальная добыча нефрита стала единственным способом получения дохода для местных жителей.

Считаю необходимым заявить, что условия проживания эвенков (и социальные, и экологические) в Баунтовском эвенкийском районе иначе как ужасающими не назовешь: нищета, низкий уровень образования и медицинской помощи, массовый алкоголизм, которым страдает и молодежь, не имеющая ни иного досуга, ни жизненных перспектив. Причины столь плачевного состояния – скудность местного бюджета, доходы которого минимальны (он практически не пополняется за счет налоговых отчислений от частных предприятий, прежде всего – ресурсодобывающих компаний, использующих богатства недр района, к которым относится и СРЭО «Дылача»). Благотворительность со стороны последней баунтовские эвенки называют «подачками». Жители с. Россошино вспоминают, что в период с 2004 по 2009 год Туракин А. М., являясь главой Баунтовского эвенкийского района, не приложил ни малейших усилий для того, чтобы восстановить в селе сгоревшую школу, решить проблемы с детским садом и медицинским обслуживанием.

Жители п. Багдарин рассказали о том, что СРЭО «Дылача» построила в поселке четыре жилых дома на 16 квартир, и представители общины ссылаются на этот факт как на один из примеров своей благотворительной деятельности. Выяснилось, что лишь две квартиры в этих новостройках достались эвенкийским семьям. Глава одной из этих семей объяснил участникам поездки, что дома построены очень плохо, но даже на это низкокачественное жилье, якобы подаренное «Дылачей», эвенки никак не могут получить права собственности и не могут оформить регистрацию в нем, вследствие чего поражены в правах.

Сведения о личном благосостоянии Туракина А. М. и Туракиной Т. М., обнародованные СМИ, прибыльности СРЭО «Дылача» резко контрастируют с этими фактами. Пользующаяся высоким авторитетом среди Баунтовских эвенков потомственная шаманка Воронина С. И. сказала участникам поездки, что от Туракина «отвернулись духи из-за его жадности».

В Улан-Удэ ХХIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в беседе с Мачехиным В. В.  дал резко негативную оценку деятельности Туракина А. М. и информационной кампании в защиту СРЭО «Дылача».

  1. III.           Выводы

Ознакомившись с публикациями в региональных и федеральных СМИ, свидетельствами жителей Баунтовского эвенкийского района, изучив учредительные документы СРЭО «Дылача», можно придти к выводу о том, что основная деятельность данной общины носит сугубо коммерческий характер, осуществляется в интересах двух лиц и не имеет никакого отношения к сохранению традиционного образа жизни коренных народов севера и к эвенкийскому народу, в то время как создание семейно-родовых общин, действующих как некоммерческие организации, имеет иные важные цели — защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов,  развитие самобытной культуры малочисленных народов, поддержание на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

Ст. 6 ФЗ № 104 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» содержит ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов: запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в иных, кроме обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов, целях.

Изученный материал свидетельствует о том, что под видом Семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» фактически осуществляет коммерческую деятельность и ничем не отличается от любого общества с ограниченной ответственностью, поскольку:

1) Согласно законодательству, СРО представляет собой сообщество, состоящее из представителей народов крайнего севера. При этом такое сообщество должно состоять из более чем двух человек – в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 104-ФЗ, число учредителей общины не может быть менее трех. Наличие всего двух учредителей свидетельствует о том, что данная община не представляет интересов сколько-нибудь большой группы людей. Тем не менее, согласно уставу СРЭО «Дылача» ее учредителями являются Туракин А. М. и Туракина Т. М., и свидетельств привлечения других эвенков общину на правах членов, а не наемных работников, не представлено.

Кроме того,  по ст. 3 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», лица, входящие в состав общин, должны относиться:

к постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами:

к лицам, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

То есть, эти условия должны выполняться Туракиным А. М. и Туракиной Т. М. Однако данные лица не проживают на территории Бурятии, а большую часть времени находятся в Москве и Китае.

Таким образом, главная цель общины – сохранение быта и традиций малочисленных народов не выполняется даже формально.

2) Согласно п. 2.4 устава СРЭО «Дылача»: «Община может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность… по добыче и переработке полезных ископаемых, в том числе природного камнецветного сырья… по поиску и разведке цветных, драгоценных металлов… по осуществлению специальных видов работ (маркшейдерских, буровзрывных) при пользовании недрами, строительству и эксплуатации современных промышленных  горных производств».

Такие цели и задачи (кроме того что они не имеют ничего общего с коренным бытом и традиционными промыслами малочисленных народов, в частности – эвенков) свидетельствуют о грубом нарушении установленных законом целей и условий существования общин. Так, согласно ст. 1 Федерального закона № 104-ФЗ семейными (родовыми) общинами малочисленных народов являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.  Согласно ст. 5  указанного Закона деятельность общин носит некоммерческий характер.

Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не является произвольным, а утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р. К ним относятся: животноводство, переработка продукции животноводства, собаководство, разведение зверей, бортничество, пчеловодство, рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел), промысловая охота, земледелие, художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ, а так же собирательство, добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых длясобственных нужд.

Добыча нефрита в промышленных масштабах с целью последующей реализации за рубеж категорически не соответствует ни закону, ни вышеуказанному перечню, ни самому понятию общины. Исторически такая деятельность не является национальным промыслом и не способствует сохранению эвенкийского уклада жизни. В репортажах СМИ с мест добычи нефрита видно, что среди работников карьера эвенков нет, в то время как общины вправе реализовывать только ту продукцию, которая была произведена их членами.

3) Целью деятельности некоммерческой организации априори не может быть  извлечение прибыли. В соответствии с федеральными законами № 49-ФЗ и 104-ФЗ, доходы, образовавшиеся от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования, должны быть распределены в установленном Уставом порядке исключительно на цели, перечисленные в ст. 4 Федеарльного закона № 49-ФЗ.

Таким образом, доходы общины не могут распределяться между участниками, а могут быть направлены только на уставные цели — приобретение инструментов и животных, необходимых для традиционной хозяйственной деятельности, создание культурных центров, проведение природоохранных мероприятий. По сообщениям СМИ в последние годы доходы СРЭО «Дылача» составляли, по разным оценкам, от 100 млн. рублей до $200 млн. в год.  Однако подъема традиционных эвенкийских ремесел и быта, как этого следовало бы ожидать после освоения столь внушительных сумм, на территории Республики Бурятия не наблюдается. В действительности, за последние годы не решено ни одной серьезной проблемы, стоящей перед эвенками, проживающими в Баунтовском эвенкийском районе РБ, денежные средства общины тратятся на неизвестные цели, траты носят коммерческий и  личный характер.

4) Аналогичные сомнения вызывает деятельность Регионального общественного фонда развития народов Севера Бурятии  «Татьяна», возглавляемого Туракиной Т. М. и аффилированного со СРЭО «Дылача». Отчетность фонда не публикуется, информация о размерах спонсорской помощи и ее источниках недоступна.

5)      Одна из задач 104-ФЗ и Закона о территориях традиционного природопользования заключается в том, чтобы вывести эти территории из гражданского оборота в целях сохранения мест проживания  малых народов, чтобы они были исключены из сферы купли-продажи, наследования, дарения, аренды. В случае если в результате хозяйственной деятельности организаций, а также физических лиц был нанесен ущерб исконной среде обитания малочисленных народов, последние имеют право на возмещение понесенных ими убытков. Законодательно предусмотрена обязанность коммерческих организаций осуществлять компенсационные выплаты за ущерб, причиняемый в результате  их производственной деятельности, осуществляемой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных и малочисленных народов.

СРЭО «Дылача» под видом общины фактически осуществляет коммерческую деятельность, и при этом имеет возможность уклоняться от исполнения обязательств, вмененных законом коммерческим организациям. Никаких выплат за разработку карьеров нефрита, с которыми неизбежно связан вред окружающей среде и среде обитания эвенков, «Дылача» не осуществляет. Кроме того, как СРО, некоммерческая организация, «Дылача» незаконно пользуется рядом льгот, в том числе и налоговых.

Таким образом, учредители «Дылачи» не представляют интересов своего этноса, а лишь наживаются за счет злоупотребления гражданско-правовым статусом СРО и эвенкийским происхождением. При этом, сразу после начала проверки правоохранительными органами деятельности общины, ее представители начали делать публичные заявления об ущемлении прав эвенков, цинично используя свой мнимый статус для защиты собственных коммерческих интересов.

Между тем свидетельства эвенков, то, что своими глазами наблюдали участники поездки, свидетельствует о неразрешенности многих социально-экономических проблем в Баунтовском эвенкийском районе РБ: нищета, тяжелые жилищные условия, безработица, алкоголизация населения, отсутствие качественных медицинских услуг, незанятость молодежи и т. п.

Установленные факты и их анализ заставляют как минимуму с недоверием отнестись к «эвенкийским» тезисам, озвученным руководством  СРЭО «Дылача» в публичных заявлениях, комментариях для СМИ и письмах в органы государственной власти РФ. А именно:

  • действия правоохранительных органов ущемляют права эвенкийского народа, так как «Дылача» является семейно-родовой эвенкийской общиной, на собственные средства ведет широкомасштабную общественную, социально ответственную деятельность, направленную на поддержку национальных культурных и промысловых традиций, активно оказывает благотворительную помощь эвенкам Бурятии, основная деятельность общины соответствует интересам эвенкийского народа;
  • СРЭО «Дылача» ведет бизнес прозрачно, платит налоги, которые дают возможность развиваться Баунтовскому эвенкийскому району РБ, поэтому является социально-ответственным предприятием, обеспечивает работой живущих в районе эвенков;
  • благотворительная деятельность СРЭО «Дылача» характеризуется высокой репутацией среди эвенков Бурятии и пользуется широкой общественной поддержкой.

Эти и подобные заявления попросту не соответствуют действительности.

Поэтому:

  • деятельность СРЭО «Дылача» не носит признаков семейно-родовой общины в соответствии с федеральным законодательством РФ, не выполняет задачи, заложенные в уставе организации,  и направлена исключительно на извлечение прибыли ее учредителями Туракиным А. М. и Туракиной Т. М.;
  • деятельность СРЭО «Дылача» и аффилированного с ней фонда «Татьяна» экономически непрозрачна,
  • СРЭО «Дылача» не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на социально-экономическое положение Баунтовского района РБ, населенных пунктов, где проживают эвенки, не участвует в социальном партнерстве с органами местного самоуправления, программах развития территории, не решает вопросов трудоустройства, улучшения условий проживания и повышения уровня жизни эвенков Баунтовского района,
  • эвенки Баунтовского района расценивают благотворительность со стороны СРЭО «Дылача» и аффилированного с ней фонда «Татьяна» как незначительную, считают, что производственная деятельность общины наносит значительный ущерб экологии региона, создает им препятствия для занятий традиционными промыслами – охота, рыбалка и проч,
  • информационная кампания в защиту СРЭО «Дылача», как и ее деятельность, встречают неодобрение и осуждение авторитетных общественных и духовных лидеров РБ,
  • высказывания отдельных общественных деятелей в защиту СРЭО «Дылача» не только не соответствуют действительности, но и несут признаки разжигания национальной нетерпимости,
  • общественные защитники СРЭО «Дылача» либо дезинформированы заинтересованными в этом лицами, либо сознательно защищают коммерческие интересы «общины».

Исходя из вышесказанного, можно констатировать – деятельность СРЭО «Дылача» непрозрачна, носит признаки множественных нарушений российского законодательства, не соответствует статусу семейно-родовой общины и интересам эвенков, проживающих в РБ. Сложившаяся вокруг общины ситуация не несет признаков национальной дискриминации, а сопутствующая уголовному делу информационная кампания направлена на защиту коммерческих интересов учредителей СРЭО «Дылача» и носит спекулятивный, заказной характер.

В связи с этим считаю необходимым:

  1. Предать гласности через СМИ информацию, содержащуюся в данном Заключении;
  2. Обратиться в Общественную палату РФ с предложением направить соответствующие запросы в Генпрокуратуру РФ и МВД РФ  провести общественное расследование ситуации вокруг уголовного дела СРЭО «Дылача», подтвердить либо опровергнуть факты и выводы, приведенные в данном Заключении;
  3. Предложить Совету эвенков России, Союзу общин РФ и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ рекомендовать Правительству и Народному Хуралу Республики Бурятия подготовить и принять Программу развития КМНС, проживающих на территории РБ с целью улучшения социально-экономических условий их жизни.
  4. Предложить Совету эвенков России, Союзу общин РФ и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ выработать взвешенную позицию в отношении дела СРЭО «Дылача» с целью избежать компрометации этих уважаемых  организаций, ведущих полезную и общественно значимую деятельность.
  5. Предложить Совету эвенков России, Союзу общин РФ и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ информировать  главного комиссара Организации объединенных наций и другие профильные органы ООН о том, что расследование уголовного дела  в отношении неустановленных лиц из числа руководства СРЭО  «Дылача» не несет признаков дискриминации по национальному признаку и не ущемляет интересов эвенкийского народа.

Приложения (дополнительные материалы):

  1. Подборка материалов СМИ о деятельности СРЭО «Дылача» и условиях проживания эвенков в Баунтовском эвенкийском районе.
  2. Подборка материалов СМИ в защиту СРЭО «Дылача».
  3. Протокол схода эвенков с. Россошино Баунтовского района Республики Бурятия.
  4. Протокол схода эвенков с. Багдарин Баунтовского района Республики Бурятия.

Заместитель председателя Совета эвенков России, Член Правления Союза общин РФ

 /В. В. Мачехин/.

    Поделитесь своим мнением...