Наши партнеры

Правительство Сахалинской области

Правительство
Сахалинской
Области


Ассоциация КМНСС и ДВ

Ассоциация
КМНСС и
ДВ РФ


РСУП КМНС Сахалина

РСУП КМНС
Сахалинcкой
области


Сахалинский областной
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ЧУМотека. Неофициальный блог НАО

ГОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области"

ГОУ
ДПО
ИРОСО


"Сахалин Энерджи"

«Сахалин
Энерджи»


ПСР КМНС Сахалина

ПСР КМНС
Сахалинской
области


ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД - Оператор проекта «Сахалин-1»

ООО «РН-САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ»

Наследие Ых мифа № 1

Наследие Ых мифа  № 1

Контакты

694468, Россия,

Сахалинская область,

Охинский район,

село Некрасовка,

улица Октябрьская,

дом 17, офис 4.

Телефон/факс:

8 (42437) 93–120.

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЛУЧШИЙ ХОСТИНГ


Наши гости

ИНТЕРЕСНОЕ О САХАЛИНЕ

«Таинственная Россия»:
«Сахалин. Исчезнувшая цивилизация плавучего острова?»


Айны Сахалина


Территория ТВ-6. «Ноглики. Бег от цивилизации»


 

ГРИГОРИЙ ЛЕДКОВ: «У КАЖДОГО НАРОДА ЕСТЬ СВОИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Интервью Григория Ледкова для проекта «Народная книга. Конкурс историй «Графа № 5»

– Какие народы входят в Ассоциацию?

– Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, к которым относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 000 человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Малочисленные народы Севера проживают на территории 28 из 85 субъектов Российской Федерации. Ассоциация объединяет 41 народ (прим. Алеуты, Алюторцы, Вепсы, Долганы, Ительмены, Камчадалы, Кереки, Кеты, Коряки, Кумандинцы, Манси, Нанайцы, Нганасаны, Негидальцы, Ненцы, Нивхи, Ороки, Орочи, Саамы, Селькупы, Сойоты, Тазы, Теленгиты, Телеуты, Тофалары, Тубалары, Тувинцы, Удэгейцы, Ульчи, Ханты, Челканцы, Чуванцы, Чукчи, Чулымцы, Шорцы, Эвенки, Эвены, Энцы, Эскимосы, Юкагиры), организованных в 34 региональные и этнические объединения, и полномочно представляет эти народы на международном и федеральном уровнях.

Много ли среди народов, входящих в Ассоциацию, таких древних и самобытных, как, например, нивхи?

– До сегодняшнего дня коренные малочисленные народы Севера сумели сохранить свою уникальную самобытность, культуру, язык, ремёсла и промыслы, приверженность к традиционному образу жизни. Традиционный уклад их жизни практически не изменился за века. Каждый народ уникален и самобытен по-своему.

Есть ли в Ассоциации народы, стоящие на грани полного исчезновения?

– Говоря о вопросе численности коренных малочисленных народов России мы можем опираться лишь на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, с тех пор, к сожалению, она больше не проводилась. Надо отметить, что многие в переписном листе 2010 г. не ответили на вопрос «Ваша национальная принадлежность». Ранее это отражала официальная запись в паспорте, с исчезновением которой коренные малочисленные народы столкнулись с целым рядом проблем.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то здесь можно сказать, нет единственного фактора, ответственного за этот процесс. Это и снижение рождаемости, и процессы ассимиляции. Обращаясь к официальным данным переписи 2010 года, можно увидеть, что самый малочисленный народ – это кереки, по данным 2010 года кереками себя назвали всего 4 человека. Можно в этом списке назвать и такие народы как энцы и тазы, их чуть более 200 человек, чулымцы (чуть более 300), алеуты и негидальцы (порядка 500), орочи (около 600), тофалары (чуть более 700) и негидальцы (чуть более 800).

Кереки были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки, вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Энцы сами называют себя эньчо. В настоящее время энцы живут, в основном, в Таймырском автономном округе Красноярского края. Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. Тазы – метисная по происхождению этническая группа в Ольгинском районе Приморского края. Этноним тазы – русифицированный вариант китайского тадзы, дацзы. Язык тазов похож на диалекты северного Китая. У тазов сложился хозяйственный комплекс, основу которого составляли не добывающие промыслы (охота, рыболовство, собирательство), а земледелие и домашнее животноводство. Тофалары – их в мире насчитывается не более 700, проживают на территории Восточной Сибири и практически не говорят на родном языке, но до сих пор хранят свою самобытную культуру, для этого, например, проводят праздник «Аргымчи-ыры» (Арканьи игры). Некоторые семьи тофаларов продолжают вести традиционный образ жизни.

Хорошо, что люди продолжают себя относить к коренным малочисленным народам, интересуются историей и культурой своих предков. Например, когда мы готовились к проведению молодежного Форума «Российский Север», была подана анкета, в которой участница указала свою национальность – «нымыланка». Это тоже уникальный и самобытный народ побережья Камчатки, относящийся к группе коряков.

Уверен, пока люди себя осознают, как часть какого-либо народа, пока есть память предков, пока есть те, кто хранит и возрождает самобытную культуру коренных этносов – будет жив народ и жив родной язык.

– Какие возможности есть у Ассоциации для поддержки культуры и сохранения истории малочисленных народов?

– Традиционная культура – это не только песенная и танцевальная культура, как многие считают, сюда мы относим и традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, такие как: рыболовство, охота, оленеводство, – все то, чем живут коренные этносы. Главной миссией Ассоциации (на протяжении 27 лет) является защита прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, содействие в решении социальных и экономических проблем, культурного развития и образования, вопросов охраны окружающей среды, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Ассоциация привлекает внимание госорганов на необходимость принятия более эффективных мер для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, природопользования коренных малочисленных народов Севера. Ассоциация предоставляет площадки для участия в законотворческой деятельности, проводит консультативную и просветительскую работу, являясь ресурсом общественной дискуссии в части вопросов, касающихся жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Представители Ассоциации входят в состав и участвуют в работе различных комиссий, общественных советов при профильных министерствах и ведомствах. Так, например, в настоящий момент создан Подкомитет по разработке проектов федеральных законов по защите прав коренных малочисленных народов. Надо сказать, что созданный при комитете Государственной Думы по делам национальностей подкомитет сегодня является стартовой площадкой инициатив Ассоциации и еще одной возможностью, где мы можем озвучить вопросы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера.

Одним из важнейших и приоритетных направлений Ассоциации является работа на местах, в регионах, где проживают представители коренного населения. Взаимодействие осуществляется с общественными организациями, оказание помощи в налаживании взаимодействия с региональными органами власти и, наоборот, обмен опытом там, где это взаимодействие налажено на хорошем уровне. Мы начали с инициативы подписаний соглашений с Правительствами регионов. В настоящее время подписаны соглашения с органами власти 17 субъектов (к прим. Хабаровского края, Свердловской области, Республики Алтай, Камчатского края, Республикой Саха (Якутия), Мурманской областью, Республикой Коми Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Республики Хакасия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Еще ряд документов находятся в стадии согласования и подписания. Мы не торопимся механически составлять документы, договариваемся, чтобы это происходило открыто, в рамках знаковых мероприятий.

Сохраняя память о событиях прошлых лет, Ассоциация инициировала съемку документального фильма «Северная Кавалерия», в котором рассказывается о подвиге представителей коренных малочисленных народов Севера в годы Великой Отечественной войны. Ассоциация продолжает развивать деятельность в данном творческом направлении и планирует продолжить съемки фильмов по различной тематике. Одним из первых шагов является организация Первого международного молодёжного фестиваля кинематографических и визуальных искусств «Арктика-2016», который прошел в августе 2016 года в Москве.

В 2015 году, объявленном Годом литературы, Ассоциацией организованы и проведены Литературные чтения, в 2016 году организована акция «Женщины Севера: от хозяйки чума до политика», по итогам которой планируется издание сборника о женщинах Российского Севера. В 2017 году разработано положение, избраны члены жюри и дан старт литературному конкурсу «Голос Севера» в целях выявления литературных талантов коренных малочисленных народов Севера. Пользуясь случаем, приглашаю всех к участию в Литературном конкурсе.

Более 10 лет в Москве Ассоциация проводит Международную выставку-ярмарку «Сокровища Севера». Выставка проводится при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по делам национальностей, Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Сегодня с уверенностью можно говорить, что выставка-ярмарка «Сокровища Севера» вносит заметный вклад в сохранение, развитие и популяризацию самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Уже стало традицией ежегодно на базе Центрального дома художника в Москве в рамках Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» проводить День коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с выступлениями фольклорных коллективов, показами художественных и документальных фильмов, проведением лекций, мастер-классов по северной хореографии и выставки декоративно-прикладного искусства.

Отдельно хочу остановиться на работе Советов, созданных в Ассоциации. В нашей структуре работает Молодежный совет. Одним из самых ярких событий стало проведение в 2015 и 2016 году молодежных форумов «Российский Север». Проведена Всероссийская школа молодого лидера коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Мастерская будущего». В 2016 году состоялась Этнографическая молодежная экспедиция по Северу, Сибири и Дальнему Востоку Российской Федерации «Российский Север». Участниками экспедиции стали активисты молодежного форума «Российский Север». Маршрут экспедиции охватил 4 субъекта Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Бурятия и Красноярский край. Участники экспедиции встретились с активной молодежью, представителями органов государственной власти; получили уникальные этнографические знания о культуре, быте и традициях народов России; познакомились с реальными условиями жизни коренных малочисленных народов. Всегда, во все времена, главная тема – молодое и старшее поколение, и их взаимосвязь. У нас сформирован и Совет старейшин.

Ассоциация стремится к институциональному развитию, поддерживая активных людей, искренне желающих принести пользу своему народу. Так родилась идея создания новой площадки, которая объединила активных людей, владеющих навыками традиционного природопользования, в то же время, интегрированными в современное общество, конкурентно способными наряду с другими деловыми кругами. Я говорю о Деловом Совете — площадке, созданной в целях содействия развитию традиционных отраслей хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и их общин, а также решению проблем в сфере предпринимательства. Уверен, что у Совета есть хорошие перспективы и в настоящее время мы обсуждаем ряд ближайших проектов.

Считаю, создание данных Советов очень важным для нас решением. Уверен, это даст возможность еще больше активизировать, привлечь к работе коренные малочисленные народы.

Вот так мы ведем свою работу, содействуя сохранению и развитию культуры и истории коренных малочисленных этносов России. Хочется сделать еще больше. Планов много и потенциал у нас есть.

Важно ли в деле сохранения культуры и истории малочисленных народов создание «народной книги», включающей тексты о самобытности, мировоззрении, языке и характере представителей этих народов?

– Это большой шаг для такой уникальной и многонациональной территории как Россия. Несомненно, книга сможет представить культурные, языковые особенности народов, населяющих Россию. Мне кажется, что это очень правильно, когда сами люди используют свои таланты, рассказывают о себе, о своих семьях, взаимоотношениях, изнутри показывая свой народ и свои особенности. Наше мировоззрение – это и есть наше настоящее наследие предков. Оно помогает представителям наших народов быть частью современных социальных экономических процессов, работать во всех отраслях и дает силу продолжать жить по традициям и заветам наших праотцов.

Может ли знакомство с рассказами об особенностях культуры, языка, традиций разных народов стать «профилактикой» национализма?

– Нас, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, сорок один народ и, несмотря на все наши отличия, дух единства и братства объединяет нас. Это особенность нашего северного темперамента. Человеку одному очень трудно прожить в тундре или тайге. На Севере, в юрте или яранге, тебя всегда примут как родного, обогреют, накормят. Такие особенности северных народов. Отмечу, что среди наших северных народов национализма нет, несмотря на наши отличия.

Россия – страна с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой. Культура межнационального общения, нормы поведения людей в сфере межнациональных отношений остаются на повестке дня в течение многих лет. В нашей стране особенно необходимо поощрять межрелигиозный и межкультурный диалог, способствовать взаимопониманию и межнациональному сотрудничеству. И первый шаг на этом пути — это знание истории народа, родного языка, обычаев предков. История формирует и укрепляет связь поколений, служит нравственным ориентиром в многокультурной среде. Поэтому новый проект «Многонациональные истории России», отражающий самобытные и характерные особенности наших культур, сохраненных в семьях, может стать своего рода инструментом профилактики национализма.

– Что Вы думаете о наличии в советском паспорте «5-й графы» и её ликвидации?

– С введением в 1997 году нового бланка паспорта гражданина России была изъята графа «национальность». Коренные малочисленные народы лишились возможности реализовывать свои права, закрепленные в федеральных законах нашей страны. Тема о законодательном регулировании документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам остается крайне важной и актуальной. Действующее российское законодательство предусматривает ряд преференций для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Однако, доступ к большинству из них ограничен ввиду необходимости документального подтверждения принадлежности к своему родному этносу.

Например, нахождение представителей наших народов на рыбопромысловых участках и в охотничьих угодьях без документов, подтверждающих их национальную принадлежность, вызывает у сотрудников правоохранительных и надзорных органов справедливые вопросы, и зачастую приводит к изъятию добытой продукции и орудий лова, назначению штрафных санкций и привлечению к уголовной ответственности. Едва ли не единственный выход — доказывать свою национальную принадлежность через суд. Тем не менее, обратиться в суд может лишь часть граждан. Это связано с незнанием процедуры обращения в суды, удаленностью проживания коренных малочисленных народов и зачастую неимением даже средств на дорогу для явки в суд.

Статья 26 Конституции РФ, посвященная национальному вопросу, гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Никто не имеет права воспрепятствовать человеку называть себя ненцем, ительменом, манси, нивхом. Так и при оформлении свидетельств о рождении предоставляется возможность указать национальность ребенка в документе. Но свидетельства о рождении или свидетельства о заключении брака, в котором также имеется возможность указать национальность, все равно порой бывает недостаточно, чтобы коренные малочисленные народы могли подтвердить свою национальность и воспользоваться гарантированными правами и преференциями. Замечу, что эти гарантированные права даны коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России не потому, что они лучше или хуже других, а потому, что они наиболее уязвимы по сравнению с другими многочисленными народами.

Для того, чтобы лица из числа коренных малочисленных народов могли осуществлять свои права беспрепятственно, необходимо, в первую очередь, разработать и утвердить на федеральном уровне порядок добровольного документального подтверждения национальной принадлежности, который будет предусматривать судебную процедуру национальной идентификации только в исключительных, спорных случаях.

В рамках исполнения Поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина Ассоциацией совместно с Федеральным агентством по делам национальностей разработана концепция проекта Федерального закона о «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 года № 82-ФЗ, в части формирования и ведения на муниципальном уровне информационного ресурса – реестра лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

В случае принятия законопроекта органы местного самоуправления получат полномочия по формированию и ведению реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и проживающих в местах традиционной хозяйственной деятельности. Ведение реестра на муниципальном уровне является наиболее целесообразным, так как именно муниципалитеты обладают полной информацией о данных гражданах и смогут оперативно оформлять необходимые документы.

Соответственно на государственном уровне должны будут утвердить положение о формировании и ведении такого реестра. Вот тогда никто — ни сами коренные народы, ни проживающие рядом с нимине будут задавать вопросов о доступе к оленьим пастбищам, получении квот на вылов рыбы и прочих правах. Работа над проектом закона продолжается, но важным условием является поддержка со стороны регионов, в которых живут коренные этносы. Для этого Ассоциация коренных малочисленных народов проводит обсуждения в регионах, чтобы выслушать мнения и учесть все предложения региональных лидеров.

Необходимо ли отменить любые запреты на следование национальным традициям, например, на ношение национальной одежды в общественных местах, включая школы и офисы, или на соблюдение обычаев и праздников?

– Я не вижу ничего плохого, если народы будут носить свои национальные одежды в повседневной жизни. Наоборот, это прекрасно. При помощи национальной одежды, национальных атрибутов мы обогащаем нашу жизнь. Носить свою национальную одежду – это лучший пример популяризации культуры своего народа, и в целом как способ знакомства с культурой других народов.

В тундре у нас на Ямале в национальной одежде ходят многие. Там не спасет от холода даже самая теплая куртка. У нас есть и праздничная и повседневная национальная одежда. В малицы, ягушки одеваются все – и млад, и стар. А унты и бурки – это тоже элементы национальной одежды и их носят практически по всей России в повседневной жизни. Я как раз за то, чтобы носить национальную одежду не только по праздникам.

– Какие темы, на Ваш взгляд, важно затронуть авторам историй, присланных для книги «Графа№ 5»?

– У каждого народа есть свои замечательные традиции, хотелось бы увидеть истории о них, о преемственности поколений, взаимоотношениях старшего и молодого поколения, истории, связанные с обрядовой культурой. Уверен, многим будут интересны истории о наших женщинах: мудрых, хрупких, но таких выносливых, преданных своим семьям и своему делу. Как и в любой семье, многое зависит от женщины, а на севере, как говорят северные мужчины, вся жизнь зависит от них. Если есть в чуме женщина – хозяин спокоен, зная, что хозяйка в чуме бережет огонь и очаг, создает уют. Женщина – это украшение жизни и сама жизнь, сохранение национальных традиций, ведь, женщина, какой бы национальности она ни была, везде и всегда остается женщиной: мастерицей, искусницей, умелой хозяйкой.

Источник: Народная книга. Истории народной летописи

Напомним, Издательский холдинг «Эксмо-АСТ» при поддержке Ассамблеи народов России, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, заинтересованных общественных организаций, национальных диаспор и национально-культурных автономий, республиканских и региональных СМИ реализует проект, по итогам которого будет издана книга «Пятая графа, или Многонациональные истории России», которая раскроет особенности культуры разных народов России, представит уникальный исторический опыт взаимообогащения и уважения различных культур на благо развития единой России. Истории принимаются до 1 ноября 2017 года. По итогам будет издана книга народных историй. Подробнее о проекте здесь.

    Поделитесь своим мнением...

    Russian English French German Italian Portuguese Spanish

    КОНКУРСЫ

    ЭКСПЕДИЦИИ

    Реклама

    Регистрация