Прежде, чем подтвердить, что японцы не являются коренными жителями островов Курильской гряды, значит, не имеют основания заявлять права на эти территории как на исконно японские, необходимо на основе изданной литературы известных ученых и писателей (отечественных, и не только) доказать – кто же на самом деле был коренным жителем острова Сахалина и Курильских островов?

Итак. Известный ученый Чунер Михайлович Таксами, нивх по национальности, почетный доктор Университета Бордо 2 (Франция), член Финской академии наук, заслуженный деятель науки РАН РС, профессор, заведующий кафедрой палеоазиатских языков Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, в своей научной работе «Нивхи» (Этническая культура нивхов – аборигенов Тихоокеанского Севера и Дальнего Востока) Российская Академия наук, Сибирское отделение, Институт проблем малочисленных народов Севера, (Новосибирск «Наука», 2007 г.), говорит:

«Первая научно обоснованная гипотеза о происхождении нивхов была высказана Л. И. Шренком в середине Х1Х в. …

Л. И. Шренк предполагал, что нивхи, населявшие обширные территории Азии, вынуждены были под напором более сильных народов потесниться и даже переселиться с материка на Сахалин. Возвращение части нивхов с острова на материк было вызвано продвижением с юга острова айнов, теснимых японцами».

Прошу обратить внимание на то, что, как указывает ученый Л. И. Шренк, нивхи уже жили на территории современного проживания нивхского этноса – по берегам Амура и на острове Сахалин.

«По мнению М. Г. Левина»,— далее подчеркивает Ч. М. Таксами,— нивхи – древние аборигены нижнего Амура и Сахалина – являются прямыми потомками неолитического населения, расселенного в прошлом (до появления здесь тунгусо-маньчжуроязычных групп) на более обширной территории…

… Вопрос о том, являются ли нивхи самыми древними жителями Сахалина или они встретились здесь с более древним населением, был поставлен еще первыми исследователями Сахалина. Они опирались главным образом на предания, услышанные от нивхов, айнов и ороков. Согласно нивхским преданиям, приведенным Л. Я. Штернбергом и Б. О. Пилсудским, нивхи пришли на Сахалин позднее айнов и застали их здесь одних…

Айны же, отрицая принадлежность древних полуземлянок своим предкам, приписывали их какому-то народу тончи. По их описаниям, у этого народа была такая же культура, как у нивхов…

… Привлекая новые археологические материалы, Р. С. Василевский, В. А. Голубев склонны считать древнейшими жителями Сахалина предков современных нивхов, также являющихся носителями культуры рыболовов и морских зверобоев. Здесь, как и на нижнем Амуре, рельефно просматривается этногенетические связи культуры древних и современных народов. В сущности, культура, приписываемая легендарным тончам, аналогична нивхской. Скорее всего, прав М. Г. Левин, писавший: «Вполне вероятно, что айнские легенды о тончах рисуют предков нивхов, или родственные им племена, которые айны застали на Сахалине при своем переселении на этот остров». Следует лишь добавить, что, возможно, тончи являлись предками как нивхов, так и других народов Сахалина.

Приведем дополнительные материалы, подтверждающие эту точку зрения. Прежде всего рассмотрим этноним «тончи». Во время пребывания на Сахалине мне удалось выяснить, что этнонимом «тончи» айны, японцы и ороки обозначали нивхов. Это слово есть и в исторических источниках, в частности, в ранних японских, в которых под тончами подразумевали «местных жителей», «аборигенное население», «исконную расу». Судя по айнскому эпосу «Юкар», в XVII в. после пятивековой борьбы айны вытеснили почти всех нивхов с о. Сахалин, за исключением небольшой группы, проживающей до сих пор в долине р. Поронай, на востоке острова. Эти материалы свидетельствуют о многовековых контактах нивхов Сахалина с айнами.

Появление айнов на Сахалине Р. В. Чубарова относит к позднему времени, не ранее XI в. н.э. В XVстолетии японцы окончательно вытесняют айнов с севера о. Хонсю, вследствие чего резко возрастает плотность айнского населения на о. Хоккайдо, и большие массы айнов устремляются на север. Конечно, не исключено, что часть носителей культуры протодземон, которых можно назвать палеоайнами, попала через Хоккайдо на о. Сахалин. Здесь они смешались с аборигенами, скорее всего, с древними нивхами».

Культура нивхов, сохранившая этногенетические связи с культурой эпохи неолита и бронзы, обнаруженной на нижнем Амуре, свидетельствует о том, что ряд элементов их материальной культуры и ритуальные обряды аналогичны встречающимся у других коренных народов, расселенных в прибрежной полосе. Вполне возможно, что это историко-этнографическое единство распространялось и на более обширную область, до Тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки, Северной Японии и других отдаленных районов. Это говорит о том, что культура древних нивхов развивалась неизолированно. Следует полагать, что нивхи контактировали с племенами других этносов в далекие от нас исторические времена. Так, есть указания на то, что в древности существовали контакты между носителями культуры дземон, предками айнов и другими племенами островов Тихого океана. Этот вывод, по мнению А. П. Окладникова, может быть распространен и далеена Австралию и Вьетнам.

Нивхи занимали территорию географически весьма выгодную, обладающую так называемым ключевым положением, расположенную на важной водной магистрали. Амур и связанная с ним система рек, озер и морских путей играла большую роль в культурном общении между материком и островными землями, между северными и восточными районами Азии. Предки нивхов взаимодействовали с народами Тихоокеанского побережья. Исследования археологов, этнографов и лингвистов подтверждают, что в далекие от нас времена между коряками и нивхами были тесные контакты. На северном побережье Охотского моря были обнаружены неолитические, но еще докерамические стоянки на островах Ольском и Недоразумения…

Первое проникновение коряков на побережье Охотского моря археологи относят к рубежу 2-го тысячелетия до н. э. Это время, как полагает И. С. Вдовин, следует считать началом нивхско-корякских контактов, возникших до выхода на Охотское побережье тунгусов, происшедшего, по мнению А. П. Окладникова, сравнительно недавно – в ХV – XVI вв. В результате непосредственного общения нивхов и коряков получили распространение общие элементы в хозяйстве, в материальной и духовной культуре. Отрывочные сведения об этом мы встречаем в ряде исследований. В них указывается на идентичность орудий и способов ловли рыбы, техники приготовления юколы, на сходство в одежде и средствах передвижения, в искусстве и духовной культуре, а также в лексике этих народов. Очень важно предположение И. С. Вдовина о том, что вся культура, связанная с развитием приморского рыболовства у коряков Охотского побережья, а возможно, и морского зверобойного промысла, имеет нивхские истоки. «Их влияние,— пишет он,— в этом отношении несомненно»…

… Важное место в хозяйстве нивхов занимал морской зверобойный промысел. Практически эта отрасль хозяйства имела для нивхов значение не меньшее, чем рыболовство…

В прошлом у нивхов встречались большие лодки, в которые садилось около 20 гребцов».

Двигаемся дальше, опять же опираясь на первоисточник.

В книге «Нивхгу» (Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2001 г.) доктор филологических наук Ерухим Абрамович Крейнович (1906 – 1985 гг) пишет: «Из литературных источников известно, что первыми обитателями Сахалина были тоньчи, затем их сменили айны, и наконец – нивхи.

Кем были тоньчи – неизвестно. Айны еще застали их на Сахалине, вели с ними войны и в конце концов заставили уйти с острова.

Айны, по мнению Б. О. Пилсудского, пришли с юга. Доказательства этому он находил в из языке, богатом гласными, и в одежде. Он писал, что «айнский халат с открытой шеей и грудью показывает, что морозы и холодные ветры Сахалина не были знакомы отдаленным предкам айнов. Гиляки передавали мне сохранившееся у них предание, что при первом соприкосновении с айнами гиляки были поражены отсутствием в костюме первых штанов и что эта часть платья была перенята затем племенем волосатых южан у гиляков».

Для истории народов, населявших и населяющих Сахалин, чрезвычайно важно, что археологическими раскопками на острове и в низовьях Амура обнаружены не металлические, а каменные – неолитические орудия. Первым исследователем, обнаружившим и описавшим следы неолита на Сахалине, был И. С. Поляков, путешествовавший по острову еще в 1881 – 1882 годах. «Очевидно, что уже с давних времен,— писал он,— человек населял устье Александровской долины и пользовался ее естественными произведениями с тем или другим успехом, хотя первобытные обитатели здешнего края, как это было некогда почти повсюду на земном шаре, не знали металлов и заменяли их в домашнем обиходе разного рода каменьями,— одним словом, это были жители каменного века».

В книге «Известия» Института наследия Бронислава Пилсудского № 7, (Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2004 г.) В. Д. Косарев говаорит так:  «Бронислав Пислудский (1866 – 1918 гг) – ученый, ведущий исследователь традиционной культуры айнов.».

Бронислав Пилсудский в своих материалах пишет: «Айны – это загадочный народ, возбуждающий среди антропологов интерес, возможно, острейший, нежели любой другой,— обреченная раса. Хотя ныне, за последние двадцать лет, благодаря плодотворным усилиям японского правительства и многих выдающихся частных лиц этой нации они не вымирают, однако погибают в смысле характерных черт своей расы. Они быстро и не без желания поддаются ассимиляции своими более цивилизованными соседями, которые, вдохновленные стремлением искупить вину за зло, причиненное их предкам, постоянно предпринимают что-либо для их защиты и с началом достопамятной эпохи Мэйдзи возвысили их до гражданства с собой. От этого огромного племени,— возможно, самого древнего из всей белой расы,— которое играло прежде столь важную роль на Дальнем Востоке, сегодня сохранился лишь остаток, около 20 тысяч человек, рассеянных по самому северному острову Японии – Хоккайдо (или Йезо), Южному Сахалину (называемому по-японски Карафуто) и одному из Курильских островов – Шикотану.

В настоящее время айны во многих местах и в широких масштабах занимаются земледелием, коневодством и рыбной ловлей, но еще совсем недавно они были полукочевниками и рыболовами примитивного типа. Собака была единственным домашним животным, которое они держали. На Йезо она помогала в охоте, на Сахалине использовалась и как тягловое животное. Хижины сооружались из коры или соломы; только айны Сахалина и Курил на зиму строили (и рыли) землянки».

В 2003 году Сахалинским книжным издательством в г. Южно-Сахалинске была издана книга Чарльза Генри Хоуза «На восточной окраине» (Отчет о научных исследованиях среди коренных народностей и каторжников Сахалина и заметки о путешествиях в Корею, Сибирь и Маньчжурию).

Чарльз Генри Хоуз родился в графстве Миддлсекс в Англии в 1867 г. С 1895 г. начал заниматься антропологическими исследованиями. На Сахалин приехал, чтобы «познакомиться с жизнью местных айнов». Ч. Хоуз прибыл в пост Александровский 7 сентября 1901 г. ко времени прекращения навигации на материк. Поэтому решил сосредоточиться на знакомстве с сахалинскими нивхами, совершив сплав по Тыми к устью реки.

Ч. Хоуз пишет: «Откуда пришли айны, и можем ли мы считать их аборигенами Сахалина? Эта народность, обитающая среди представителей монголоидной расы, в корне отличается от них обильной волосатостью и совершенно иным этническим типом внешности, что обычно сбивает с толку этнографов в попытке как-то классифицировать айнов. Некоторые из их обрядов идентичны обрядам народов Севера, но обычай украшать себя татуировкой роднит айнов с рядом первобытных народов Океании. Кроме того, наличие на юге Японии старых айнских  географических названий позволяет считать, что они двигались по Японским островам к северу в направлении Эдзо. Возможно, появление айнов на Сахалине можно объяснить миграцией с Эдзо какой-то их части под давлением японских завоевателей. Есть версия и о приходе айнов с материка (из района нынешнего Приморского края).

У сахалинских айнов, как и у их собратьев на Эдзо, есть мифы о племенах, обитавших в земляных жилищах задолго до их прихода. В качестве доказательства они показывают на сохранившиеся до наших дней ямы и кучи хозяйственного мусора вблизи айнских деревень Сираока и Тихменево на восточном берегу Сахалина. Там обнаружены орудия из обсидиана и диорита и черепки глиняной посуды. Известно, что айны не изготавливали орудия из обсидиана или диорита, и эти материалы не сахалинского происхождения. Более того, айны отрицают принадлежность найденных глиняных черепков к их традиционной культуре. А мифических обитателей земляных жилищ они называют тоньчи или тойчи…

… Начало русского освоения Сахалина обычно датируется 1852 годом, когда на остров был направлен лейтенант Бошняк. Правительство сочло необходимым овладеть островом для закрепления за Россией устья Амура, где за год до этого был поднят российский флаг…».

Конечно, научной литературы, касающейся данной темы, вроде бы, достаточно. Но на самом деле сегодня, к сожалению, никто из ученых, археологов, этнографов, и т. д., с достаточной определенностью не сможет сказать, кто на самом деле был самым первым народом, заселявших нижний Амур, Сахалин, острова Тихоокеанского побережья. Однако, этих научных работ, на которые я ссылаюсь, думаю, в какой-то мере достаточно, чтобы уверенно сказать, что японцы не были коренными жителями юга Сахалина и островов Курильской гряды.

Если же говорить о том, что айны были первыми жителями Сахалина, то это вызывает сомнения. Как мы видим из научных работ приведенных авторов, первыми (со слов сахалинских айнов), Сахалин заселяли тончи, которые, можно сказать с большой вероятностью, были предками нивхов. Если опять же говорить об айнах, что они были первыми жителями острова Сахалин, то легкая одежда южного типа, никоим образом не способствовала нормальной жизни в суровых условиях Сахалина. Как показывает жизнь, все северные народы, будь то чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, ительмены, нивхи (все они относятся к палеоазиатской группе) прекрасно приспособились к северным условиям. Одежда соответствовала суровому климату.

О японцах, как, якобы, жителях северных территорий, вообще ничего не говорится. А вот о том, что они вытеснили айнов сперва со всей территории Японии, а затем и с последнего острова Японии – Хоккайдо, материалов вполне хватает.

Японцы с уверенностью заявляют, что Курильские острова (четыре острова) принадлежат Японии. Может быть, они имеют в виду айнов, которые действительно проживали севернее Хоккайдо, и поскольку айны сегодня являются жителями Японии, то и, по их убеждению, эти острова должны принадлежать Японии.

А как быть с теми нивхами, которые и в тридцатые годы, и в сороковые годы прошлого века были насильно вывезены японцами на Хоккайдо, в город Абоссири? Значит, если судить по логике японцев, то и Россия может предъявить свои права если не на всю Японию, то хотя бы на остров Хоккайдо?

Я понимаю, что вопросы, которые я ставлю, не частного порядка. Здесь пахнет геополитикой…

Содержание:

1.                          Ч. М. Таксами, «Нивхи», Этническая культура нивхов – аборигенов Тихоокеанского Севера и Дальнего Востока.

2.                          Известия Института наследия Бронислава Пилсудского № 7.

3.                          Е. А. Крейнович, «Нивхгу».

4.                          Б. Пилсудский. «Аборигены Сахалина».

5.                          А. П. Чехов. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11. «Остров Сахалин».

6.                          Чарльз Хоуз «На восточной окраине».

Е. П. Гудан.

Поделитесь своим мнением...