Сахалинская нивха Ольга Хурьюн родилась в городе на Неве, где, как она шутит, и появилась на белый свет в каменной юрте на Проспекте Стачек. Ее мама в это время получала там образование. Но вся дальнейшая жизнь нашей собеседницы связана с Сахалином. Ольга уже имеет два диплома в сфере культуры и педагогики, а сейчас находится в шаге от получения высшего юридического образования. Она говорит, что постоянная учеба превратилась в хобби, которое может пригодиться в жизни. Всю свою энергию, знание и время, как в профессиональной, так и общественной жизни она отдает сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов.

Ольга Хурьюн является членом правления Охинской местной общественной организации «Кыхкых» («Лебедь») и председателем Сахалинской региональной общественной организации «Совет молодежи коренных малочисленных народов Севера». А кроме того, она ведущий методист областного центра народного творчества.
Свой день рождения Ольга встретила в Америке, где недавно побывала по программе международных посетителей — лидеров госдепартамента США «Создание стабильных сообществ с коренным населением. Справедливая эксплуатация общих ресурсов». Она, прежде всего, благодарна членам организации «Кыхкых» за выраженное доверие и, конечно же, приглашающей стороне, и, как признается, поездка разрушила все стереотипы о США, которые у нее до этого были.
В момент интервью на ней было много этнических вещей, которые она очень любит: кофточка из Непала и фенечки американских индейцев. В Америке ей подарили кисет с оберегом, но сам оберег она потеряла. Зато сберегла серебряные украшения сделанные руками аборигенов США и врученные ей во время поездки.
— За 3 недели мы побывали в нескольких городах (потому что в некоторых мы были проездом). В том числе в Нью-Йорке, Вашингтоне, штатах Орегон, Нью-Мексико и Нью-Йорк. В программе приняли участие представители различных регионов Дальнего Востока России. Организаторы продумали программу так, чтобы она была насыщенной, интересной и полезной для нас. Удалось пообщаться с учеными и официальными лицами, побывать в индейских резервациях. Было удивительно, что в государственном департаменте рыбы и дичи есть огромный комитет по лососю, который занимается различными вопросами, связанными с сохранением этой ценной рыбы. Много рассказывали об истории американских индейцев, познакомили с лидерами племен. Но нам хотелось бы побольше общаться с обычными представителями коренных народов.
— Как изменились ваши представления об этой стране?
— Америка была для меня страной небоскребов, огней и иллюминации. На самом деле все по-другому. Хотя мы, российские коренные малочисленные народы, и индейцы имеем много общего, но есть и отличия. До этого думала, что в резервациях племена ведут традиционный образ жизни, но влияние 21 века чувствуется и там. Племена раз в несколько лет избирают вождей, имеют органы самоуправления, которые на собственной территории обладают полной судебной, законодательной и исполнительной властью. У них есть не только социальные преференции, но и главное богатство — земля, о чем мы можем только мечтать. Одна из наших общих проблем — сохранение языка и культуры. У них также молодежь практически не владеет родным языком, на нем разговаривает в основном старшее поколение. Многие проблемы, например, со здоровьем присущи не только индейцам, но и всему населению. В России среди коренных малочисленных этносов вызывает беспокойство большое количество онкологических болезней, распространение туберкулеза. В США существует 566 племен, признанных федеральным правительством, что выражается в конкретной государственной поддержке. Самым большим является племя навахо. Кроме того, мы посетили племена апачей и ирокезов.
— Что нашло у вас наибольший отклик?
— Меня тронуло то, как там решается вопрос о признании принадлежности к племени. В одних случаях для этого достаточно подтверждающих архивных материалов, в других нужно пройти генетическую экспертизу. Необходимо определенное количество крови — от 25 до 50% — и ты полноправный апачи, кри, чероки или ирокез. Главное, что есть отработанная на практике процедура. В России отменена графа «национальность» в паспорте. Поэтому в нашей стране практически не действуют законы, касающиеся коренных малочисленных народов, так как сложно доказать, что мы к ним относимся.
Для меня это важно не с точки зрения получения льгот и привилегий, которых практически нет, этого требует мое национальное самосознание. Лет 20 назад многие стеснялись говорить, что они нивхи. Раньше на бытовом уровне существовала определенная дискриминация, когда давали обидные клички. С возрастом прихожу к выводу, что это от глупости и недостатка воспитания. Если будучи взрослой совершенно спокойно к этому отношусь, то маленькой реагировала достаточно резко. Сегодня подобные явления хотя и в меньшей степени, но продолжают проявляться в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
— Знаменитый ученый Лев Гумилев говорил, что народ формирует окружающая среда. Может ли тогда этнос существовать в отрыве от нее?
— В Москве сотрудники одной организации сказали мне, что выходцы из коренных малочисленных народов, живущие в городах вне традиционного образа жизни, фактически перестали быть представителями своего этноса. А в привилегиях на охоту и рыбалку нуждаются все, кто проживает в тех местах, где есть дикая природа, независимо от национальности. Я с этим категорически не согласна. Важно, что я считаю себя нивхой и все самое ценное из своей культуры пытаюсь привнести в культуры других народов, без которых мозаика многонациональной России не сложится в единое целое. Неслучайно мы дружим со всеми национальными диаспорами. В прошлом году был реализован проект «Мир народов Сахалина». Совместно с этнокультурным центром «Люди Ых миф», который возглавляет Елена Сергеевна Ниткук, мы знакомили жителей Южно-Сахалинска с историей и культурой коренных малочисленных народов Севера и историей родного края. В заключение большого проекта состоялась детская конференция, где дети разных национальностей рассказали своем народе, ведь очень важно знать, кто живет рядом с тобой!
По данным специалистов муниципальных образований, в Сахалинской области проживает 3 809 представителей коренных малочисленных народов: нивхов, нанайцев, уильта и эвенков. Больше всего нивхов, но они кроме нашего острова селятся на нижнем Амуре, наша общая численность около 4 тысяч человек. Интересно, что последние 100 лет численность нивхов держится примерно на одном уровне. За многолетнее проживание на одной земле произошло взаимное проникновение культур.
— Что, на ваш взгляд, из наследия коренных малочисленных народов особенно востребовано в условиях современности?
— Прежде всего, бережное отношение к природе. Традиционно коренные малочисленные народы добывали ровно столько, сколько им было необходимо, и не нарушали экологический баланс. Бабушка учила меня, что прежде чем прийти в лес или другое место, нужно покормить духов, оставить им пищу и только после этого поесть самому. Таким образом, можно заручиться поддержкой сил природы.
Бабушка была очень известна среди нивхов как мастерица, внесшая значительный вклад в развитие декоративно-прикладного творчества. Ее работы хранятся в российских и зарубежных музеях. От нее я переняла некоторые навыки, но терпения и усидчивости постоянно этим заниматься не хватает. Мне хочется быстро увидеть результат своей деятельности.
— Как вы думаете, исчезновение народов, языков и культур — это неизбежный процесс?
— Процесс ассимиляции идет, и в будущем, возможно, на планете появится одна нация. Чистокровных представителей кого-либо народа и в данный момент найти очень сложно.
Каждый год человечество теряет 25 (!) языков. Любой язык уникален и самобытен. Скажем, нивхский язык не похож ни на какой другой язык коренных малочисленных народов Севера. Неизвестна история происхождения нашего языка и народа. Старейшины — носители языка, с каждым днем уходят из жизни. Мы пытаемся сохранить если не разговорный, то хотя бы печатный вариант речи. В Некрасовке выходит единственная в мире газета на нивхском языке «Нивх диф», корреспондентом которой является моя мама.
Индейцев в интернатах заставляли мыть мылом рот, чтобы они говорили только на английском, а у нас ставили за употребление родного языка коленями на горох. В результате сегодня приходится возрождать практически утраченное. Преподавание ведется в детском саду и до 3 класса. Старшие школьники этого лишены. Для них нет методических пособий и учебников. А ведь язык требует постоянной практики особенно в условиях, когда в обычной жизни на нем не общаются. В Америке существуют школы глубокого погружения по изучению родного языка. Было бы неплохо, если бы и у нас были бы такие школы, но боюсь, к сожалению, столько профессиональных преподавателей по языку не найдется.
Одна из проблем коренных малочисленных народов состоит в том, что часть молодежи не может адаптироваться в городах и поэтому не получает средне-специальное, техническое и высшее образование. Конечно, зачастую с этим сталкиваются и представители других национальностей. Учитывая нашу малочисленность, каждый образованный молодой человек особенно важен для развития этноса. И все-таки есть люди, которые целенаправленно работают над улучшением образа аборигенов и повышению их самосознания.
— В советское время студенты из числа коренных малочисленных народов могли поступать без экзаменов и конкурса в вузы и учиться бесплатно. А как сегодня?
-В Санкт-Петербурге в составе государственного педагогического университета им. А. Герцена действует институт народов Севера, где готовятся педагогические и научные кадры из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, наш СахГУ -на некоторые специальности, педколледж и еще некоторые учебные заведения, где есть целевые места для представителей коренных этносов. Но чтобы действовали какие-то привилегии на поступление во все вузы страны и на все специальности, такого нет. Есть областная целевая программа, которая, в частности, предусматривает поддержку студентов из числа коренных малочисленных народов. Подобная помощь оказывается и в рамках трехсторонних соглашений о сотрудничестве между операторами проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», правительством нашей области и региональным Советом коренных малочисленных народов Севера. Соглашения в целом способствуют укреплению устойчивого развития и возможности сохранения традиционного образа жизни, хозяйственности и уникальной культуры коренных малочисленных народов Сахалина. Реализованы десятки проектов. Тем не менее, мы сильно проигрываем в финансовом отношении коренным американцам. Там речь идет о миллионах долларов инвестиций, а у нас о нескольких сотнях тысяч рублей в год.
— Каково материальное положение коренных малочисленных народов?
— В современных тяжелых экономических условиях коренным народам сложно выживать. Подобным примером является Рыбновское побережье на севере Сахалина. В отсутствии нормальных дорог даже добраться туда затруднительно. Когда-то это был целый район, где проживали по большей части народы Севера. Сегодня там полная разруха, нет даже магазинов, а хозяйничают пришлые люди. Промысловые участки продаются и в результате свои же, коренные, не имеют права ловить рыбу там, где они всегда ее добывали. Для многих из них рыба — это исконный источник существования. Поэтому ограничение в лимитах на вылов напрямую ухудшает положение людей. Я была свидетелем того, что бизнесмены приезжают в отдаленные места и скупают рыбу и икру за «бутылку», чем спаивают коренное население. Алкоголь становится заменителем отсутствующих культурных, материальных благ и общей социальной проблемой для представителей всех национальностей, проживающих в депрессивных районах. Также проблема многих сел — это отсутствие работы.
— Неужели все так плохо?
— Нет, не все так плохо. Имея возможность выезжать за пределы Сахалина и делать сравнения, могу сказать, что в общем в развитии коренных народов наша область находится на лидирующих позициях в России, а страна в целом на хорошем счету в мире. В этом меня убедила стажировка в Швейцарии по программе ООН. Далеко не везде коренные народы живут хорошо. Скажем прямо, что в некоторых государствах и вовсе идет их геноцид. В то же время в Женеве мы узнали, что Россия воздержалась от подписания декларации ООН о правах коренных народов. Правда, для государств-членов юридически этот документ не является обязательным для выполнения.
— Расскажите о деятельности центра «Кыхкых».
— Члены организации занимаются издательской, выставочной, сувенирной и другой деятельностью, которая способствует сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Эта организация сильная и стабильная. Она существует более 10 лет. Все начиналось с того, что энтузиасты села Некрасовка собирались по домам и обсуждали наболевшие проблемы. Постепенно родилась идея создать общественную организацию. Сейчас имеем хороший офис в Некрасовке, где действуют небольшой музей, библиотека и редакция газеты. Там проходят мастер-классы по прикладному творчеству и обучение нивхскому языку. Таким образом, появляется новое поколение нивхов, которые продолжают связь времен и хранят традиции. Иной раз мы и сами с удивлением замечаем молодых людей, которые на высоком художественном уровне делают настоящие произведения искусства, поют, танцуют, принимают живое участие в наших мероприятиях.
У нас есть отличные мастера, но поставить производство сувениров на поток не получается. Может быть, потому, что нет инвестиций в подобное ремесло и стимула, люди хотят получить деньги за изделия сразу, а не ждать их реализации.
Наш центр знают далеко за пределами севера Сахалина, поэтому сейчас стоит вопрос о перерегистрации из местной организации в областную. В Америку я ездила вместе с председателем «Кыхкых» Федором Сергеевичем Мыгуном. Федор Сергеевич также является председателем Регионального совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. В октябре этого года мы совместно с региональным советом при поддержке правительства области проведем школу лидера коренных народов, где занятия будут вести специалисты в разных отраслях знаний. Если раньше мы привлекали только молодежь, то сейчас там примут участие активные люди всех возрастов.
— Вы давно живете в городе. Какие нивхские традиции соблюдаете, и как проявляется голос крови?
-Национальные привычки сказываются в питании. Привлекают традиционные блюда: строганина, юкола, мос — кушанье из ягоды, рыбьих шкурок и нерпичьего жира. Папа, работник рыболовецкого колхоза «Красная заря», время от времени передает нам рыбу собственного приготовления.
Непроизвольно проскакивают нивхские выражения. Особенно в случаях, когда испытываешь стресс и сильные эмоции. Например, такие слова, как «больно» и «горячо». В детстве у меня не было особого желания разговаривать на родной речи, а родители не настаивали. Тем не менее, до 11 класса факультативно занималась нивхским языком и базовые слова мне известны.
P. S. Многие зачитывались в детстве книгами о приключениях индейцев и мечтали об их вольной жизни. Не только у нас, но и в Северной Америке. Парадокс в том, что европейская культура, эксплуатируя образ благородных и смелых индейцев, на самом деле их уничтожала. Только в последние десятилетия им оказывается определенная государственная помощь. В то же время народы Азии, которые родственны североамериканским индейцам, почему-то не имеют такого же романтического ореола. Может быть, стоит присмотреться к их истории и традициям, где наверняка можно найти много полезного и интересного? В том числе и вдохновение для создания фильмов и литературных произведений.

Иван Алексеев

    Поделитесь своим мнением...