Уважаемый Владимир Михайлович!

Казалось бы, нам, Вашим сородичам, надо гордиться, что Вы наш современник, что Вы, когда-то с гордостью сказали: «Я северянин – нивх, рожден в чаду метели…». Прочитала Вашу статью и у меня смешанные чувства: есть наметки в статье научности в части исследования представителей родов, но, в то же время вижу неоправданное возвеличивание своего «эго». Про всех остальных только в черном свете. Детям-нивхам известно о Вас только как о писателе, так славно поведавшем нам о Тынграе, создателе многих этнических романов, поэм.

Думаешь, как хорошо, что среди старшего поколения есть умудренные опытом жизни люди, которые и покажут и расскажут, куда надо двигаться. Вроде бы понимаешь Ваше беспокойство за судьбы молодого поколения родственников, но уж вожди и понятия о них – не у нас, нивхов. Вожди, скорее всего, у наших дальневосточных соседей, китайцев и корейцев, к чьим корням Вы имеете отношение по отцовской линии. Коли Вы уж взялись рассуждать, какие корни происхождения у Татьяны Голды и Владимира Агнюна, не грех было бы вспомнить и о своих. Ваши дети от официальных браков далеко не нивхи: ханты, евреи, русские, не говоря уж о неофициальных-то. А усыновленные мальчики – так их папа с нанайскими корнями. Чего кидаться камнями, которые и в Вас попадут?
Сегодня имя старейшины Надежды Яковлевны Танзиной в Ногликах на слуху, детишки ее знают и спасибо за это не Вам, а руководителю центральной районной библиотеки Рожновой Ольге Евгеньевне. Это она издала сказки ее отца, которые Надежда Яковлевна бережно хранила и сумела донести до нас, низкий поклон ей. Что Вам мешает начать просветительскую общественную деятельность среди молодежи по изучению родного языка, как например, этим занимаются в «Кыхкых» («Лебедь») Валентина Филимоновна Видайн-Тявкан (одна из «десяти старушек», какая небрежная любовь к своим сородичам в этих словах). Есть здоровье, нет здоровья, она приходит в «Кыхкых» и облепленная взрослыми и детьми ведет занятия в обстановке преемственности между поколениями. Это как говорится де-факто, без громких фраз о беспокойстве исчезновения нивхского языка. Эта же общественная организация совместно с учителем нивхского языка Некрасовской школы-интерната Тубиной Татьяной Валерьевной ежегодно проводят Недели нивхского языка. В школе и садике организована преемственность педагогов по преподаванию родного языка, книги не пылятся, по ним активно работают.

И пытаюсь понять, почему Вы, государственный и общественный деятель, не подхватили хорошее начинание Оли Хурьюн, направленное на пропаганду новых нивхских имен на литературной стезе, а ответ прост – это Вам не нужно, есть же один Санги.

Да и возрождением ездовой нивхской собаки задолго до Вашего возвращения на остров из столицы нашей Родины занимался и занимается русский мужик, родом из Рыбновского побережья Любых Сергей. Соглашусь, мы быстро и повсеместно утеряли традиционный вид хозяйственной деятельности, так как отпала нужда при наличии «Буранов», потому что поменялся уклад жизни.
Не слишком ли громко сказано о геноциде народа? Странно, а работая в Совмине РСФСР в 70-х годах прошлого столетья, не Вы ли стояли у истоков этого так называемого «геноцида», так как проводили в жизнь политику партии и правительства, а теперь с остервенением кидаетесь на Елену Вовкук, Королеву Е. А., Агнюна В. В. и правительство Сахалинской области. Если такое плохое правительство, чего же обращаетесь к ним по изданию своего пятитомника?
У Штернберга написано, «Xal» (род) содержит всех стариков, больных, неспособных к труду и прочих беспомощных лиц. «У нас нет нищих,— говорил мне один гиляк, – если кто беден, кормит его «xal». Как можно, на всех уровнях понося правительство Сахалинской области, в то же время обращаться за помощью? Обратитесь к «xal», он же еще могуществен, не беден, да деток не мало, не позволят стоять с протянутой рукой, гордясь Вами, скинутся, а? И опять же по Штернбергу, ваша старшая сестра Нина вышла замуж за представителя другой национальности, корейца и поэтому обращение к Киму Борисовичу как «подвождю» рода Кевонгун неверно: женщины, уходя, не сохраняют свой род.
И не помню, чтоб Сахалинский обком КПСС запрещал алфавит в 1979 году. Как Вы нас с ним ознакомили, так мы приняли, обсудили и внесли коррективы и заниматься по ним в школах начали, как только учебники выпустили (1981). Почему возвеличивая себя, надо очернять других и топтаться на трупах?
Никогда старейшины нивхи не отталкивали от себя молодое поколение, тем более нивхи Амура и Сахалина имеют взаимные родословные корни. У сахалинских нивхов есть амурские корни, у амурских нивхов – сахалинские, роды почитали друг друга и ездили в гости. Не мне Вам об этом говорить, и вдруг такая отповедь Федору Мыгуну и от кого?от человека, который уверяет всех, что он знаток, историк-этнограф. Не знаю, может я упустила в Вашей биографии защиту кандидатской или докторской диссертации по науке истории, не знаю.
Вы как-то зерна от плевел-то отделяйте. Как-то не вяжется, понося мировой шельф, Вы, тем не менее, с созданием на основе трехстороннего Соглашения «Плана содействия», неоднократно были получателем материальных благ в виде помощи закупа корма собакам, «Бурана», закупа компьютерного оборудования, издания литературы («Я читаю с бабушкой») и др., да и ближайшие родственники рода Кевонгун не были обделены вниманием программы.

Да, к слову, уж кто-кто, а Королева Екатерина, не смотря на мои предупреждения, что Вы обязательно ее обольете грязью, занималась здоровьем Вашим, решила вопрос о лечении в Москве и возвращении Вам здоровья как мужчине, но это уж к слову.
Как-то без личностных выпадов Вы можете обратиться к Правительству Сахалинской области по волнуемой нас всех проблеме:
• О территории традиционного природопользования
• Об этнологической экспертизе
• О состоянии преподавания родных языков
• О здоровье этносов Сахалина

Кстати о духовности, в последние годы Управлением коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области (Королева Е. А.), совместно с Региональным советом уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера (Лиманзо А. Г., Курмангужинов С. К., Мыгун Ф.С), представителем коренных народов Севера при Сахалинской областной Думы (Королева Е. А., Агнюн В. В.) и ответственным бизнесом в лице компаний «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» много вложили в развитие духовности этносов Сахалина, передачи опыта предков, верований. Не всегда в этих проектах мелькало имя Санги, вот поэтому Вы об этих делах знать не хотите.

Роник Зоя Львовна

  • Владимир

    Добавлено в 2014-05-06 04:23:30

    По настоящему уникальный,грамотный ответ Зои Львовны.Спасибо Вам.

    Ответить на комментарий

Поделитесь своим мнением...