«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»Этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера «Люди Ых миф», организовал вечер «Певунья северного края», посвященный 100-летнему юбилею Татьяны Улита, одной из организаторов этнокультурного центра в Южно‐Сахалинске.

Татьяна Улита на протяжении многих лет была консультантом всех фольклорных, этнографических экспедиций, изучавших нивхскую культуру. Уникальная носительница древней нивхской культуры, сказительница, мастерица, Улита происходила из нивхского рода «Койвонгун» — «Лиственницы». Это один из самых древних нивхских родов. Его название — «Койвонгун» — связано с легендой о том, как родилась земля, и как появился нивх – из смолы дерева «кой» — «лиственницы». Мама Чхаврит была из другого древнего рода «Высквонгун» – рода Змеи из Тымовской долины. Как рассказывала Татьяна, там, когда пригревало солнышко, на тропинки вылезали маленькие ужи, раньше их было очень много, поэтому их род так назван.

На вечере в областном художественном музее присутствовали дети, внуки, родные Татьяны Улита. Каждому из них она передала что‐либо из своих знаний: легенды, сказания, музыкальные наигрыши, свои навыки в изготовлении берестяных изделий, пошиве традиционной одежды, приготовление блюд национальной кухни, знания о приметах и поверьях и много другое.

Ефросинья Николаевна Шкалыгина, дочь Татьяны Улита рассказала о нелегкой судьбе своей мамы, о том, как она старалась запомнить, записать все, что мама ей рассказывала. Ефросинья Николаевна хранит свои дневники с записями о приметах, о болезнях и способах их лечения, о лекарственных растениях, традиционной одежде.

Благодаря аудиозаписям, сохранился голос Татьяны Улита. Многие из них были выполнены Натальей Александровной Мамчевой, преподавателем музыкально‐теоретических дисциплин и старшим методистом Сахалинского колледжа искусств, кандидатом искусствоведения. Большую часть своей научной деятельности Наталья Александровна посвятила изучению музыкальной культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и Татьяна Улита была самым надёжным консультантом, критиком, ценителем собранных материалов. На вечере были представлены книги, выпущенные Натальей Александровной, и практически во всех есть записи Татьяны Улита: легенды, песни, наигрыши на «тьятьичхарш» — нивхском музыкальном инструменте «ударное бревно», и даже голосовые подражания. Некоторые аудиозаписи прозвучали на вечере. А наигрыши на «тьятьичхарш» были продемонстрированы «вживую».

Елена Георгиевна Зеленская, главный специалист управления культуры г. Южно‐Сахалинска, вспоминая о встречах с Татьяной Улита, поделилась ее рассказами об отличительных признаках орнаментов рода «Койвонгун» и «Высквонгун», о легенде про ворона, которую Татьяна Улита рассказывала на нивхском, русском и вороньем языках.

Анастасия Васильевна Бугрей, солистка Южно‐Сахалинской местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Этнокультурный центр «Люди Ых миф» («Люди Сахалина»)», рассказала о том, какую роль сыграла Татьяна Улита в ее жизни и исполнила ее песни.

В заключение вечера уже за чашкой чая гости, и участники делились своими воспоминаниями о певунье северного края Татьяне Улита.

pevunya-severnogo-kraya 01«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»«ПЕВУНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»

Е. С. Ниткук

  • Светлана

    Добавлено в 2016-02-24 06:14:41

    Татьяна Улита (1916-2007гг) была блестящим знатоком нивхского фольклора, обрядов и традиций. Как жаль, что такие как она уходят от нас.

    Ответить на комментарий

Поделитесь своим мнением...