Чехов-центр закрыл сезон 2012/2013 премьерой «Пегий пес, бегущий краем моря». Спектакль поставил художественный руководитель Чехов-центра Даниил Безносов вместе со сложившейся командой столичных соавторов — художником-постановщиком Михаилом Кукушкиным, композитором Ольгой Шайдуллиной, художником по костюмам Арсением Радьковым. В спектакле заняты актеры Виктор Черноскутов, Роман Татарчук, Сергей Авдиенко, Владимир Байдалов, Мария Шарапова, Елена Бастрыгина, Наталья Красилова, Мария Картамакова.

Зрители с интересом приняли премьеру, оценив по достоинству глубину авторского посыла — о противостоянии и единстве человека и природы, жизни и смерти, долге и его цене, тему рока и ответственности за продолжение рода. За полтора часа развертывается история поистине шекспировской эпичности: четверо охотников-нивхов на морского зверя в одной лодке против стихии — старец, отец, юнец и дядя. Трое просто и мудро предпочтут пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни мальчика Кириска, дабы не прервался род, живущий в бухте Пегого пса. Развитию истории, большей частью прочитанной вслух девушками-сказительницами, сопутствуют оригинальные визуальные и пластические решения (особенно красива по световому и художественному решению сцена шторма — гром и молния по контрасту с мерными нивхскими ритмами). В целом последняя премьера осталась в русле тенденции сезона — камерный формат, литературный театр, анализ масштабных общечеловеческих смыслов и ценностей.
Мелочь, конечно, но было заметно, что создатели спектакля обошлись без помощи консультантов, каких в области немало. Поэтому, как не преминули заметить зрители из числа специалистов по нивхской культуре, дедушка Орган выходит в костюме с… женскими подвесками. Женщины носят наушники, которые обычно носили мужчины-охотники, а некоторые женские халаты похожи скорее на нанайские, чем нивхские. Да и темперамент «людей Ых-мифа» существенно отличается от градуса эмоций русского характера, предъявленного на сцене Чехов-центра. Этакой славянской удалью всю нерпу распугаешь. Где-нибудь в Рязани на это никто бы не обратил внимания, но не на Сахалине, да еще когда театр взялся за повесть-посвящение патриарху нивхов Владимиру Санги. Впрочем, возможно, создателям ближе формула — искусство наднационально.
Ч. Айтматов говорил: «Литература — всегда трагедия. Чем больше горького и страшного мы скажем читателю, тем более ужасных вещей он избегнет. Наше дело — все пережить за него». То же может сказать и театр. Среди многих обращений к повести Айтматов считал самым удачным спектакль «Желанный голубой берег мой» Андрея Борисова в Саха театре имени П. Ойунского, который в 80-х годах обозначил начало новой истории и взлет театра. Станет ли «Пегий пес…» для нас такой точкой отсчета?..
В завершившемся сезоне театр выпустил ряд премьер: «Плывет», «Чудное представление, или Что-то будет», «Кьоджинские перепалки», «Фро», «Моя жизнь», провел режиссерскую лабораторию и I Дальневосточный театральный форум. В ближайших планах Чехов-центра — проведение летней театральной школы.

Марина Ильина.

http://www.sakhalin.info/news/83905/

    Поделитесь своим мнением...