Правительство Сахалинской области

Правительство
Сахалинской
Области


Ассоциация КМНСС и ДВ

Ассоциация
КМНСС и
ДВ РФ


РСУП КМНС Сахалина

РСУП КМНС
Сахалинcкой
области


Сахалинский областной
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ЧУМотека. Неофициальный блог НАО

ГОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области"

ГОУ
ДПО
ИРОСО


"Сахалин Энерджи"

«Сахалин
Энерджи»


ПСР КМНС Сахалина

ПСР КМНС
Сахалинской
области


ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД - Оператор проекта «Сахалин-1»

ООО «РН-САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ»

Наследие Ых мифа № 1

Наследие Ых мифа  № 1

Контакты

694468, Россия,

Сахалинская область,

Охинский район,

село Некрасовка,

улица Октябрьская,

дом 17, офис 4.

Телефон/факс:

8 (42437) 93–120.

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЛУЧШИЙ ХОСТИНГ


Наши гости

ИНТЕРЕСНОЕ О САХАЛИНЕ

«Таинственная Россия»:
«Сахалин. Исчезнувшая цивилизация плавучего острова?»


Айны Сахалина


Территория ТВ-6. «Ноглики. Бег от цивилизации»


Новые программы для ПК

Allsoft - интернет магазин лицензионного софта

Allsoft - интернет-магазин софта. Программы для Windows, Linux, антивирусы, игры, переводчики, программы для КПК. Каталог программ, удобный поиск программ, бесплатные демо-версии. Allsoft - интернет магазин лицензионного софта
 

ЗОЯ РОНИК: В НИВХСКИХ ЖЕНЩИНАХ ЖИВЕТ ДУША НАРОДА

Зоя Роник -в нивхских женщинах живет душа народа-Самая многочисленная группа аборигенов Сахалина — это нивхи (три четверти от общего количества коренных народов острова), живущие в большинстве в наших северных поселках. Их лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая вполне способна выжить в условиях сосуществования с другой внешней культурой.

О месте нивхского этноса в современном мире, о традиционном ремесле женщин и желании донести многовековой опыт потомкам, состоялся наш разговор с представительницей КМНС Сибири и Дальнего Востока от Охинского района, членом Общественной палаты Сахалинской области Зоей Роник.

Зоя Роник приехала на Сахалин в 1978 году по направлению Министерства культуры Российской Федерации с особой миссией — открыть детскую художественную школу традиционной культуры нивхов в селе Некрасовка Охинского района. Уроженка Хабаровского края, окончила Владивостокское художественное училище (преподаватель рисования, черчения, мировой художественной культуры). Представитель Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)», член Общественной палаты Сахалинской области.

— Зоя Львовна, насколько мне известно, центр Охинской общественной организации «Кыхкых» занимается исключительно возрождением духовной культуры коренных народов, а, значит, разговор пойдет о традициях?

— Именно так, задачи организации, которая существует уже 13 лет, — делать все возможное для возрождения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Но понятие это настолько обширно, что рассказать в двух словах невозможно. Это и привлечение молодежи к изучению родного языка, и изучение исторических основ народного искусства и творчества. Но главное — развитие и поддержание мира между представителями разных национальностей. И, конечно, реальная помощь коренным жителям села, хотя бы в оказании помощи составления грантовых заявок в «План содействия», в программу «самообеспечения». Многие из числа коренных народов за десять лет существования «Плана содействия…» получили материальную помощь благодаря работе организации.

— Уже несколько десятилетий вы занимаетесь не только вопросами образования, но и традиционной культурой Охинского района. Известно, что вы собирательница традиций. Что есть в вашей копилке?

— Художественная школа сначала работала как кружковое объединение, а после приобрела статус детской художественной школы. Нам есть, кем гордиться, уже первый выпуск учеников школы это показал. Например, первые выпускники школы 1980 года: Федор Сергеевич Мыгун, Наталья Владимировна Пулюс (Повергун), Альбина Сергеевна Мыгун — в 1980 году они поступили в Абрамцевское художественно-промышленное училище и училище вышивки имени Калинина в Москве. После окончания учебных заведений вернулись работать на Сахалин преподавателями в свою же школу. Газета «Нивх диф» создалась в 1990 году, Федор Сергеевич являлся ее первым художником-оформителем, а в 2011 году возглавил редакцию. Идея создания организации, работающей в интересах коренных народов, вдохновила Федора Сергеевича, и после долгой процедуры регистрации в апреле 2002 года появилась Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».
Все эти годы я не только учительствовала, но и занималась общественной работой. Итогом моей работы с носителями нивхской культуры стала книга «Хранительницы древних орнаментов», изданная при поддержке компании «Сахалин Энерджи» в 2001 году. Когда пошла волна рождения кооперативного движения, в 90-м влилась в эту работу — мы стали создавать на Сахалине родовые хозяйства, пыталась помочь людям создать то, чем занимались предки на наших территориях. И сегодня дел хватает, жизнь не стоит на месте, меняется законодательство, которое нужно понимать и уметь применять (например, закон о получении участка земли и возможности строить многодетным семьям, материнского капитала и так далее), направлять людей, рассказывать тем, кто рядом. Наша организация имеет хорошую практику проведения правовых семинаров в два этапа — федеральные законы и областные.

— Насколько востребована ваша помощь у местного населения?

— И моя, и других общественников востребована. Считаю, что линию возрождения и развития традиционной культуры необходимо системно, ступенчато развивать у любого народа. Отмечено, что детям-северянам это очень нравится, они… просто растворяются в этой культуре. Особенно востребованы уроки рукоделия у девочек. Ведь нивхам от природы достались отличительные черты характера: меткость глаза, четкость движений, графика движений — это заложено на генетическом уровне.
У мужчин от рождения развито умение рыбачить, заниматься любым промыслом, уметь определять направление ветра, интуитивно чувствовать, как уберечься от опасностей. Но, в то же время, мы хорошо понимаем — ты не просто пошел, закинул сеть, поймал рыбу — в любом ремесле нужны навыки, хоть и данные тебе по генетической линии, но которые нужно развивать и поддерживать.

— Чем еще занимаются нивхи, находят ли они себя, ведь не секрет, что в большинстве местные жители заняты неквалифицированным «копеечным» трудом и многие семьи влачат нищенское существование?

— Это очень больной вопрос… Основная масса детей заканчивает 9 классов, какая-то часть 11, и лишь единицы поступают в ВУЗы. С трудозанятостью тоже сложно. По «северам» колхозы ушли в небытие, бизнес прошел мимо, в условиях рыночных реформ и роста безработицы коренное население стало самой незащищенной частью. Те родовые хозяйства, которые занимается промыслом с 1992 года, вполне крепко стоят на ногах (хотя и их жизнь зависит от подхода рыбы), основная же масса населения «поплыла по течению».
И все же ситуация меняется, в настоящий момент мы как общественники занимаемся этим вопросом, все население взяли под контроль — кто где работает, где учится и т. д. Проводим встречи с представителями нефтяных компаний, работающими в нашем районе, и обязательно обсуждаем вопросы трудоустройства коренных народов, хотя бы посезонно стараемся устроить ребят. В том числе направляем в профессиональные учебные заведения, связанные с промыслом. По инициативе управления коренных народов Севера правительства области мы открыли в Поронайском районе «Рыбацкую школу» для представителей родовых хозяйств и общин, пошла уже вторая волна организации и теперь на местах появилась возможность пригласить специалиста помочь овладеть основами и тонкостями рыбацкого дела.
И еще — долгие годы в Ногликском и Охинском районах работали полевые детские лагеря, где ребята-нивхи на практике изучали народные промыслы и коренную культуру в естественной среде обитания, почему бы не вернуться к этому опыту?
Важно обратить и особое внимание правительства области на возрождение профессиональных училищ, это станет решением вопросов для многих этносов. Будут рабочие руки, будет и работа, что положительно скажется на рождаемости.

— Какова сегодня рождаемость у коренных народов?

— Точно сказать не могу, но рождаемость теперь превышает смертность. Согласно последним данным, с 2009 по 2014 годы численность коренных народов в области увеличилась с 3595 человек до 4114.

— Сколько носителей нивхского языка осталось в Охинском районе?

— Это одна из важнейших этнокультурных проблем, стоящих в центре общественного внимания. Стремительно уходит старшее поколение, знающее язык досконально. У нас в районе говорящих на родном языке осталось лишь 10–15 человек.
В свое время в начальных классах в школьной программе была урочная система, сегодня это лишь факультативные занятия. Одна из проблем состоит в том, что нынешнее поколение выросло в стенах интерната, и большую часть времени дети проводили без родителей, а в отрыве от семьи язык сохранить сложно.
Радует, что в последние годы ведется хорошее материально-техническое оснащение школ-интернатов в местах традиционного проживания представителей КМНС, на нивхском языке стала издаваться литература, в том числе детская, и это очень хорошо, но кардинально изменить ситуацию не может. К сожалению, нет пока и хороших учебников, и практических, эффективных методик преподавания.

Мужчины-нивхи традиционно занимаются промыслом, но расскажите о нивхских женщинах — хранительницах традиций?

— Женщина в любом народе — хранительница очага и рукодельница. Рукоделие у нас разнообразно, работаем с мехом нерпы, с рыбьей кожей и занимаемся традиционной вышивкой. Главное занятие — пошив традиционных костюмов — классических халатов с определенной композицией, которые очень ценятся, заказы к нам поступают и из других районов. В последнее время стараемся, чтобы работы мастеров разошлись не только по Сахалину, но и по всей стране.
В 2001 году вышла в свет моя книга «Хранительница древних орнаментов», где я попыталась рассказать о мастерицах нашего традиционного искусства, с которыми мне посчастливилось познакомиться. Многих из них уже нет в живых, но рукоделие каждой хранится в отдельной папке. Это секреты кройки старинных изделий, вышивки орнамента, каждый из которых несет свою вековую мудрость. Когда открываю каждую папку как великую драгоценность, то понимаю — эти потрясающие мастерицы живут в моем сердце.

Есть ли отличительная особенность вышивки нивхского костюма?

— Есть, это сдержанность цвета и особая графика орнаментов. Стоит лишь увидеть костюм в сравнении с другими, и вы сразу поймете.

— Что в ближайших планах вашей организации?

— Уже несколько лет мы работаем над проектом создания этнокультурного центра под открытым небом, наша организация «Кыхкых» была представлена в Чите в 2009 году на первом межрегиональном смотре-конкурсе этнокультурных центров Российской Федерации, где наравне с бюджетными учреждениями (муниципальными и региональными) участвовала по разным номинациям и стала лауреатом. Сахалинская область не обеднеет, если такие культурные центры будут созданы в северных частях региона.
Нужно отдать должное той большой работе, которую ведет сегодня область по возрождению культуры. Важными моментами за последнее время стали подписание правительством области и региональным советом уполномоченных представителей коренных народов Севера соглашений о сотрудничестве с «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед». С 2012 года заработала долгосрочная целевая программа устойчивого развития этносов, которая с 2014 года стала составной частью областной госпрограммы.

— И, пожалуй, главный вопрос: растет ли самосознание среди молодого поколения, «горжусь, что я нивх»?

— Самосознание — это одна из главных задач, ведь у нас многонациональный регион. Своим девочкам-вышивальщицам я говорю: «Народу в России много, а ты такая одна. Сегодня ты выводишь виточек древней многовековой культуры, поэтому расправь плечи и говори: «Я нивха земли сахалинской».
А чтобы гордиться, что ты хозяйка и продолжательница рода — нужно наладить традиционный быт. Например, вкусно и правильно приготовить вяленую на солнце и ветру рыбу: часть распластать на юколу и чтобы хребет остался на уху. Об этом здорово может рассказать председатель рыболовецкой артели «Чах-пуф» («Родник») Елена Васильевна Очан, дети всегда с удовольствием и сами делятся секретами. Любая мудрость — это тонкая наука, тонкий мир восприятия.

— Недавно вы выступили в поддержку законопроекта, позволяющего внести национальность в паспорт и в свидетельство о рождении. Какие проблемы коренного населения, по-вашему, решит этот закон?

— Еще три года назад наша организация поддержала данное обращение представителей коренных народов Дальнего Востока, а в феврале с этой инициативой выступила член Совета Федерации от Сахалинской области Жанна Иванова, ее мы тоже поддерживаем. Закон в случае его принятия будет только способствовать сохранению самобытности коренных народов, печать в паспорте во многом бы упростила жизнь. И я тоже, как представитель нивхов, чувствовала бы себя гораздо уверенней, так думают большинство нивхов, коряков, ороков, нанайцев и других народов, проживающих на Сахалине.
Что решит закон? Он реализует наше конституционное право на указание своей национальности в основном документе, удостоверяющем личность. Чтобы достойно нести имя своих родителей, гордиться своими предками и своим народом.

— В чем главная мудрость нивхских женщин?

— В женщинах живет душа народа. Мудрость ее — во взгляде. Мы срываемся на своих детей, переваливая груз проблем на их плечи, а этого делать нельзя. Нужно, не повышая голоса, дать понять и детям и мужу, что они не правы, взглядом можно и наказать за содеянное. Почитание старших, почет старейшинам рода. А если кто-то болен — женщина за ним до последних дней ухаживает и оберегает. Помощь друг другу и защита родного очага от внешних опасностей — в этом тонкая психология и мудрость этноса. А свою силу и терпение женщина черпает у природы — воды, тайги, земли и огня.

Елена Тихонова

http://www.sakhalin.info/weekly/100382

  • Екатерина

    Добавлено в 2015-03-04 03:03:55

    Молодец, Зоя Львовна! Личностная позиция и зрелость мыслей! Здоровья Вам и успехов в Ваших светлых помыслах и делах!

    Ответить на комментарий

Поделитесь своим мнением...

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

КОНКУРСЫ

ЭКСПЕДИЦИИ

Регистрация

Реклама