Правительство Сахалинской области

Правительство
Сахалинской
Области


Ассоциация КМНСС и ДВ

Ассоциация
КМНСС и
ДВ РФ


РСУП КМНС Сахалина

РСУП КМНС
Сахалинcкой
области


Сахалинский областной
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ЧУМотека. Неофициальный блог НАО

ГОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области"

ГОУ
ДПО
ИРОСО


"Сахалин Энерджи"

«Сахалин
Энерджи»


ПСР КМНС Сахалина

ПСР КМНС
Сахалинской
области


ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД - Оператор проекта «Сахалин-1»

ООО «РН-САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ»

Наследие Ых мифа № 1

Наследие Ых мифа  № 1

Контакты

694468, Россия,

Сахалинская область,

Охинский район,

село Некрасовка,

улица Октябрьская,

дом 17, офис 4.

Телефон/факс:

8 (42437) 93–120.

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЛУЧШИЙ ХОСТИНГ


Наши гости

ИНТЕРЕСНОЕ О САХАЛИНЕ

«Таинственная Россия»:
«Сахалин. Исчезнувшая цивилизация плавучего острова?»


Айны Сахалина


Территория ТВ-6. «Ноглики. Бег от цивилизации»


Новые программы для ПК

Allsoft - интернет магазин лицензионного софта

Allsoft - интернет-магазин софта. Программы для Windows, Linux, антивирусы, игры, переводчики, программы для КПК. Каталог программ, удобный поиск программ, бесплатные демо-версии. Allsoft - интернет магазин лицензионного софта
 

Сахалинский областной художественный музей представил традиционные ремесла ульчей

Областной художественный музей представил культуру ульчского народа. Большая выставка из «страны Ульчии» началась с дефиле по аллеям сквера у памятника А. П. Чехову. Сюрпризом для южносахалинцев стало появление очаровательных моделей в нарядах из коллекции мастерицы Людмилы Хатхил. Она и ее коллеги из села Булава Хабаровского края — Юрий Куйсали и Ренат Росугбу — прибыли на Сахалин для презентации традиционных ремесел ульчей и передачи творческого опыта островным мастерам.

Культура малого народа (на сегодня около 3 тысяч человек), живущего в нижнем течении Амура, являясь на национальных фестивалях в порядке добрососедских связей, неизменно вызывает интерес у сахалинцев. Что и побудило областной художественный музей при поддержке компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» на создание масштабного выставочного проекта «Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени», который демонстрирует, сколь бережно и упорно ульчиактуализируют свое национальное достояние. Ульчская культура не столь щедро, по сравнению с нивхской, представлена в наших музейных фондах. Поэтому при формировании выставки были объединены силы двух сахалинских музеев — художественного и краеведческого, детской школы искусств села Булава и авторских коллекций.

С первого же взгляда видно, что под патронатом божеств огня, воды и тайги у наших гостей на равных развиваются перенятые от предков ремесла — и мужские, и женские, тогда как у сахалинских коренных народов в части декоративно-прикладного искусства царит уверенный матриархат. И если год от года число сахалинских рукодельниц, неустанно рождающих шедевры этномоды, только прирастает, то резчики по дереву у нас наперечет, хватит пальцев одной руки. Оно и понятно, hand made — дело многотрудное, не терпящее суеты. Например, у молодого резчика Рената Росугбу только на создание эскиза для будущего орнамента на вазе или шкатулке уходит дня три-четыре. Но, возможно, взгляд на творения ульчских мастеров по дереву, поднявших до необычайных высот свое искусство, для кого-то из молодежи станет отправным моментом вернуться к корням. Иван Росугбу, Анатолий Дечули, Николай Дявгода, Юрий Куйсали — не просто мастера, это уникальный, узнаваемый стиль, сложившийся на стыке фольклора и смелого полета художественной фантазии.

Сегодня работа с деревом становится полем для развития этноавангарда во всех сферах приложения таланта — при создании предметов быта, посуды, игрушек, сувениров, ритуальной скульптуры. Ковши и ложки «Нихэрэ» для медвежьего праздника (как и у нивхов) с изящными фигурками хозяина тайги, ритуальные шумовки «Комбо», изукрашенные филигранными узорами шкатулки в виде медведя, блюдо-рыба, деревянные шаманы и обереги — все эти предметы перешли из прикладной плоскости в эстетическую, являясь хранителями памяти и утонченной красоты, заимствованной у природы. Из практики уже исчезли культовые атрибуты, но художники продлевают им жизнь, например, Анатолий и Ирина Дечули воссоздали полный «набор» для шамана — от халата до бубена с колотушкой. А Николаю Дявгоде принадлежит авторство панно, где деревянные завитки амурской спирали искусно компонуются с кожей, костью, металлом и мехом, — своеобразные объемные «портреты» шаманов. Также Николай Дявгода предстал и в прямом смысле живописцем, документирующим в легких, наполненных светом картинах будни и праздники ульчей.

Обработка бересты породила особый жанр — берестяную графику. Иван Росугбу начал создавать картины еще в 90-х, используя многоцветье березовой «кожи», которая славится долговечностью. А в зооморфных узорах на амулетах зашифровал символы ульчских родов (черепаха, сова, олень), в том числе и своего — Оросугбу значит «оленья шкура». Его сын Ренат, сыгравший на открытии выставки на ульчском варгане (мухэнэ), занимается не только резьбой по дереву, но также ювелирным делом и изготовлением музыкальных инструментов, в частности, однострунной скрипки сирпакта. А директор детской школы искусств села Булава Юрий Куйсали восстановил утраченный секрет техники гнутья древесины, в которой ульчи изготавливали короба и ящики. Одну такую шкатулку он подарил художественному музею — в качестве пособия для сахалинских мастеров.

«Женская доля» выставки показывает, что ульчские женщины в совершенстве владели всеми уменьями. Зоя Пластина, Анна Агдумсал, Дятала Пумпа, Лилия Самар оставили в ХХ веке яркие образцы орнаментов, шитья, обработки рыбьей кожи, плетения поясов и корзин из ивовых прутьев. А их преемницы научились лихо переводить традиции на современный визуальный язык. Например, Татьяна Матвеева при создании панно из рыбьей кожи «Река Желтого дракона» использует ракушки, самоцветы и даже позвонки рыб.

Для Людмилы Хатхил, чьи наряды побеждали на Международном конкурсе высокой национальной моды «Этно-Эрато», шитье национального костюма — многолетнее хобби по ночам после работы, поскольку в будни она руководит Центром национальной культуры села Булава. Поэтому на создание свадебного халата, который стал «гвоздем» ее модной коллекции, понадобилось четыре года. Впрочем, не меньшей героиней была и ульчская невеста, которой приходилось на свадьбу надевать до семи халатов. Верхний как раз и был из рыбьей кожи (кеты, ленка, щуки, толстолоба), которую украшали изображениями рода жениха и невесты. Далеко не каждая ульчская женщина могла сшить такой халат, где надо промять вручную каждый миллиметр кожи и подобрать цветовую гармонию, поэтому халат заказывали лучшим мастерам… Ульчские традиции в хороших руках: ведь в селе Булава с населением около 1,5 тысячи человек в детской школе искусств учатся более ста детей.

Выставка работает до августа. Сразу после ее открытия хабаровчане отправились на север. В Ногликах они проводят занятия по декоративно-прикладному искусству (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты и рыбьей кожи) для мастеров из шести муниципальных образований области.

ИА Sakh.com

    Поделитесь своим мнением...

    xnxxindian.mobi www.btstor.net Bonuses
    torrent navigate here
    Russian English French German Italian Portuguese Spanish

    КОНКУРСЫ

    ЭКСПЕДИЦИИ

    Регистрация

    Реклама